Обновленный «Боевой сокол»: программы модернизации истребителей F-16

Рынок фронтовой авиации оказался в настоящее время в сложных условиях. Мировая экономика находится в кризисном состоянии. Кроме того, стоимость новой авиационной техники постоянно растет. 1 Август 2016, 08:29
Рынок фронтовой авиации оказался в настоящее время в сложных условиях. Мировая экономика находится в кризисном состоянии. Кроме того, стоимость новой авиационной техники постоянно растет. Эта тенденция, а также технические проблемы приводят к значительным отставаниям программ разработки истребителей пятого поколения от намеченных сроков. В такой ситуации максимальное использование модернизационного потенциала боевой авиационной техники четвертого поколения становится наиболее рациональным вариантом поддержания и повышения боевых возможностей военно-воздушных сил.
На фото: Израильский F-16I Sufa (изр. sufa – буря), изготовленный компанией Lockheed Martin на основе модернизированного проекта F-16.

Год назад в нашем журнале мы рассказали о мировом рынке истребителей четвертого поколения («Горизонты» № 2 (6), 2015, с. 30–35). Однако объемы журнала не позволили осветить ряд важных мировых тенденций. В частности, перспективным и развивающимся направлением бизнеса в последующее десятилетие, по оценкам ОАК, стал рынок модернизации самолетов боевой авиации, главным образом — истребителей четвертого поколения. Например, компания Frost & Sullivan оценивает рост объема этого рынка с $14,8 млрд. в 2011 году до $18,0 млрд. в 2020 году.

О российских модернизациях истребителей четвертого поколения сообщалось в том же номере («Горизонты» № 2 (6), 2015). 

«Наиболее масштабные программы модернизации за рубежом проводятся в отношении F‑16 Fighting Falcon — самого массового истребителя четвертого поколения компании Lockheed Martin», — говорит руководитель направления сводного анализа и контроля программ Дирекции программ военной авиации ОАК Сергей Моисеев. За период серийного производства с 1976 года по настоящее время выпущено более 4 550 истребителей F‑16А/В Block 1–20, F‑16C/D Block 25–52 и F‑16Е/F Block 60 в 138 модификациях, которые кроме США поставлены 28 зарубежным ВВС. Пик серийного производства был достигнут в 1987 году, когда ежемесячно выпускалось по 30 самолетов.

«В ходе серийного производства F‑16, первоначально созданный как легкий тактический истребитель с достаточно ограниченными боевыми возможностями по сравнению с тяжелым истребителем F‑15 Eagle, постоянно совершенствовался, — говорит Моисеев. — В результате в настоящее время он является одним из наиболее эффективных зарубежных авиационных комплексов поколения 4+».
На фото: F-16AM из состава ВВС Португалии.
С развитием новых технологий на каждой новой модификации F‑16 проводилось их последовательное внедрение в систему управления огнем, авиационные средства поражения, авионику, бортовое оборудование. Это существенно повышало летно-тактические характеристики самолета, его надежность и возможность эксплуатации в различных условиях. В частности, были проведены следующие работы:

• существенно увеличена боевая нагрузка, дальность и продолжительность полета как за счет установки более мощных и экономичных двигателей, так и системы дозаправки топливом в воздухе и комформных топливных баков;

• установлены современные бортовые радиолокационные станции и инфракрасные системы переднего обзора, лазерного целеуказания и GPS-навигации, что значительно расширило дальность, диапазон высот и скоростей и точность боевого применения по воздушным и наземным (морским) целям;

• оснащены «стеклянной кабиной» с цветными дисплеями, широкоугольной системой индикации на лобовом стекле, нашлемной системой целеуказания, очками ночного видения, системой HOTAS (система обеспечения управления без отрыва рук от ручки управления за счет размещения на ней кнопок управления) и т. д.

Таким образом, за 40-летний период серийного производства сложился значительный разрыв в боевых возможностях истребителей ранних серий F‑16А/В Block 1–20 и F‑16C/D Block 30/32–40/42, около 2 000 единиц которых были поставлены зарубежным ВВС, с наиболее современными F‑16C/D Block 50/52+. «Стареющий парк F‑16 ранних серий с относительно низкими боевыми возможностями, первоначальным сроком службы 20 лет и летным ресурсом 4 000 часов уже в начале 90-х годов привел эксплуатантов и компанию Lockheed Martin к необходимости проведения программ по продлению сроков службы и модернизации самолета», — считает Сергей Моисеев.

Программа модернизации F‑16MLU С принятием на вооружение тактических истребителей F‑16A/B в 1979 году предполагалось, что через 20 лет они будут заменены новым истребителем. Из-за ряда политических и экономических причин, а также существенной задержки программы разработки истребителя по программе JSF F‑16 состоит до сих пор на вооружении военно-воздушных сил США и еще 28 стран.

Исследования возможности модернизации парка F‑16A/B были проведены с 1989 по 1991 год. В период с 1991 по 1997 год проведена опытно-конструкторская работа по модернизации, получившая название MLU (Mid-Life Update — программа модернизации в середине срока службы самолета).

Первый полет опытного модернизированного самолета состоялся в апреле 1995 года. Программа модернизации серийных самолетов началась в 1997 году. После выполнения работ по ремонту и модернизации, срок службы истребителей F‑16A/B был продлен до 40 лет. Модернизированный самолет после установки современного оборудования кабины, авионики и радиолокационного комплекса по своим характеристикам приблизился к модификации F‑16C/D Block 50 и получил обозначение F‑16MLU или F‑16АМ/ВМ. Существенно улучшились надежность, эксплуатационные и летно-тактические характеристики за счет расширения спектра средств поражения, прежде всего класса «воздух-поверхность».
На фото: работы по модернизации F-16 Королевских ВВС Таиланда.
Первыми участниками программы стали ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии, наиболее заинтересованные в MLU, поскольку первые самолеты F‑16A/B Block 1–5 были поставлены им еще в 1979–1980 годах. После завершения опытно-конструкторской работы ВВС США вышли из программы, по причине сокращения численности и вывода из боевого состава F‑16A/B. В 2001 году к программе MLU присоединились ВВС Португалии.

В период с 1997 по 2003 год работы по программе модернизации выполнены на 72 самолетах ВВС Бельгии, 61 — Дании, 136 — Нидерландов, 56 — Норвегии и 40 — Португалии. Работы по модернизации первых трех F‑16 каждой страны проводились в США, остальных — на национальных предприятиях авиационной промышленности стран-участников программы. Трудозатраты на выполнение работ по модернизации одного самолета составили 2 500 человеко-часов и продолжительность пять месяцев.
В 2005 году новым участником программы стали ВВС Иордании. 17 самолетов по программе MLU были модернизированы в Турции компанией Turkish Aerospace Industries (ТАI) в 2007–2008 годах.

Последней по программе MLU стала модернизация в 2010–2014 годах 42 F‑16А/В Block 20 ВВС Пакистана по контракту стоимостью $75 млн. с ТАI.

При сокращении ВВС Дании и Бельгии часть самолетов F‑16MLU была перепродана ВВС Чили, Иордании и Пакистану. 
Масштабную собственную программу по модернизации 163 F‑16 Block 30–50 ВВС Турции выполнила национальная компания ТАI по программе Peace Onyx III в период 2006–2015 годов. Новый контракт на модернизацию оставшихся 35 F‑16 Block 30 ВВС Турции по программе Peace Onyx IV был подписан с ТАI в августе 2015 года.

Собственные программы модернизации F‑16 ранних серий ВВС Израиля и Сингапура, получивших наименование ACE (Avionics Capabilities Enhancement) и Falcon One соответственно. Они были выполнены также на национальных предприятиях этих стран при содействии компании Lockheed Martin.

Для зарубежных ВВС, имеющих на вооружении истребители F‑16 с истекающими ресурсами и не заказавших программы модернизации, были предложены программы продления летного ресурса SLIP (Service Life Improvement Program): в середине 80-х годов до 6 000 часов, в 90-х годах до 8 000 часов. 

Летный ресурс F‑16, начиная с Block 40 и последующих вариантов, составляет 8 000 часов. В рамках программы продления их летного ресурса до 12 000 часов компания Lockheed Martin провела испытания структурной целостности планера истребителя F‑16C Block 50 до более 27 000 эквивалентных летных часов. «Результаты ресурсных испытаний открывают широкие перспективы дальнейшего продления срока службы и модернизации практически любой модификации истребителей F‑16», — считает Сергей Моисеев.

Программа модернизации F‑16 Viper 

На фото: F-16V Viper из состава пилотажной группы Demo Team Королевских ВВС Нидерландов.
Программа разработки нового варианта истребителя для поставки зарубежным ВВС или осуществления глубокой модернизации существующего парка под обозначением F‑16V (Viper) стартовала в 2012 году. Первый полет самолета состоялся 16 октября 2015 года. Примечательно, что это не новый, а модернизированный самолет F‑16A Block 20 ВВС Тайваня. Выбор тайваньского истребителя в качестве прототипа не случаен: эта страна в 2012 году стала стартовым заказчиком и подписала контракт стоимостью $1 850 млн. по модернизации 145 F‑16A/B национальных ВВС до уровня F‑16V.

Качественный скачок возможностей боевого применения F‑16V до уровня, близкого к истребителям пятого поколения, стал возможен благодаря установке:

• новой бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой APG‑83 SABR (Scalable Agile Beam Radar) компании Northrop Grumman, являющейся основой модернизации и обеспечивающей применение широкого спектра современных образцов авиационных средств поражения одновременно по наземным и морским целям;

• новой высокоскоростной версии системы тактической сети обмена данных Link‑16;

• подвесного контейнера Sniper для обнаружения, опознавания, целеуказания, автоматического сопровождения и обеспечения применения высокоточного оружия класса «воздух-поверхность»;

• автоматической системы предупреждения столкновения самолета с землей (Auto Ground Collision Avoidance System).

Вторым заказчиком на выполнение программы модернизации парка истребителей F‑16С/D стали ВВС Сингапура, подписавшие контракт с Lockheed Martin в 2015 году. Следующий контракт по модернизации компанией Lockheed Martin 134 южнокорейских истребителей F‑16С/D планируется подписать в ближайшее время.
На фото: Кабина тренажера истребителя F-16V Viper.
Потенциальный объем рынка модернизация F‑16 находящихся в эксплуатации в 27 зарубежных ВВС до уровня Viper составляет до 1 500 истребителей. Сохраняются также и перспективы поставки и новых истребителей F‑16 Viper.

В настоящее время производство F‑16 в ожидании новых заказов сокращено до одного самолета в месяц. В 2016 году будет завершено выполнение оставшихся двух контрактов, подписанных в 2011 и 2012 годах, на поставку ВВС Ирака 36 самолетов. В качестве потенциальных покупателей новых истребителей F‑16 Viper рассматриваются Бахрейн, ОАЭ и Пакистан. Подписание дополнительных контрактов позволит продлить работу производственной линии на серийном заводе компании Lockheed Martin в Fort Worth за пределами 2017 года.

«Дополнительные боевые возможности новой модификации истребителя F‑16 Viper имеют значительные перспективы продвижения на внешний рынок, удовлетворяют современным требованиям заказчиков и позволяют в дальнейшем обеспечить оптимальный и плавный переход на истребители пятого поколения», — говорит Моисеев.