Не только для обнаружения: AWACS стали ключевым компонентом современных воздушных операций

Наиболее раннее радиолокационное обнаружение средств воздушно-космического нападения противника всегда считалось одним из важнейших слагаемых успешного отражения массированных авиационных ударов 4 Декабрь 2017, 14:51
Наиболее раннее радиолокационное обнаружение средств воздушно-космического нападения противника всегда считалось одним из важнейших слагаемых успешного отражения массированных авиационных ударов. Идея поднять радар в воздух и увеличить дальность обнаружения воздушных целей появилась сразу после его создания.

Но самого факта обнаружения налета авиации противника недостаточно, дальнейшей логичной и более важной задачей является наведение истребительной авиации по линиям радиосвязи голосом или в автоматизированном режиме на средства воздушно-космического нападения противника и их поражение.

Авиационные комплексы, сочетающие бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) для дальнего радиолокационного обнаружения и воздушный пункт управления и наведения, получили название AWACS (Airborne Warning and Control System). В качестве платформ могут использоваться различные летательные аппараты, самолеты, вертолеты и даже дирижабли. Наибольшее распространение получили системы, размещенные на самолетах. В дальнейшем обозначение AWACS стало общепризнанным синонимом для всех систем, выполняющих аналогичные задачи.

Первым зарубежным комплексом AWACS эпохи реактивной авиации стал американский E-3 Sentry, предназначенный для замены поршневого EC-121 Warning Star, созданного на базе среднемагистрального пассажирского самолета L-1049.

США. E-3 Sentry
На фото: Экипаж E-3A Sentry ВВС Саудовской Аравии, Операторы на борту E-3A Sentry ВВС США и многодиапазонный радар AN-APY-1\2 внутри обтекателя E-3A Sentry 
Первый полет серийного E-3А Sentry block 10 с многорежимной импульсно-допплеровской БРЛС разработки компании Westinghouse Electronic Systems (в 1996 году вошла в состав Northrop Grumman) AN/APY-1 состоялся в октябре 1975 года. Поставки в ВВС США начались в марте 1977 года. В качестве платформы использовался грузовой самолет Boeing 707-320.

Всего за период серийного производства до 1992 года было построено 68 самолетов: 24 – E-3А, 25 – E-3В и 9 – E-3С. 31 самолет находится на вооружении ВВС США, 18 поставлены командованию NATO в Европе, 4 – Франции, 7 – Великобритании и 5 – Саудовской Аравии.
Модификация E-3В block 20 с новым радиоэлектронным оборудованием выпускалась с 1984 года. E-3С block 25 отличается от предыдущих вариантов установкой новой БРЛС AN/APY-2. Для обеспечения кругового обзора антенна радара вместе с обтекателем вращается со скоростью 6 оборотов в минуту.

После завершения серийного производства проведен ряд программ модернизации. По программе модернизации block 30/35, осуществленной в период 1995–2001 годов, E-3 оснащен станцией радиотехнической разведки AB/AYR-1, позволяющей в пассивном режиме обнаруживать и опознавать воздушные и наземные цели по их источникам излучения.

Модернизация БРЛС по программе RSIP (Radar System Improvement Program) завершена в 2006 году и была направлена на обеспечение дальнего обнаружения современных воздушных целей (ВЦ) с малой эффективной площадью рассеивания сигнала (ЭПР), прежде всего крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов, а также истребителей нового поколения, разрабатываемых с применением технологий “stealth”.

Заявлено, что по результатам модернизации бортовой радар способен обнаруживать маловысотные ВЦ с ЭПР 1 м² на дальности до 425 км. 

Дальность обнаружения ВЦ на средних и больших высотах – до 650 км.

С 2003 года проводится модернизация 24 самолетов Е-3 ВВС США по стандарту block 40/45. Новая модификация получила обозначение E-3G. 

Модернизированные варианты оборудованы системой дозаправки в воздухе, обеспечивающей продолжительность полета до 11 часов и дальность до 8 000 км. В состав экипажа входят 2 летчика, штурман, бортинженер, 13–16 офицеров боевого управления и технических специалистов. Количество одновременно сопровождаемых целей – 300. Комплекс обеспечивает одновременное наведение 30 истребителей на воздушные цели в автоматическом режиме и до 15 истребителей по командам офицеров боевого управления по линиям радиосвязи.

Высокую оценку система E-3 AWACS получила в ходе воздушной операции коалиционных сил «Буря в пустыне» (Desert Storm) против Ирака. За 43 дня боевых действий E-3 выполнено около 500 полетов с общим налетом 4 800 часов на обеспечение контроля и управления порядка 120 000 боевых вылетов авиации. Из 40 потерянных в воздухе иракских летательных аппаратов 38 были сбиты истребителями коалиции с наведением по командам с E-3.

Высокая эффективность боевых действий стала возможна за счет современной аппаратуры связи и передачи данных, обеспечившей оперативный и скрытый обмен тактической информацией с самолетами тактической авиации, наземными пунктами управления, а также кораблями ВМС.

Планируется, что E-3 Sentry будут находиться в эксплуатации до 2035 года. 

В связи со снятием с производства Boeing 707 в начале 1990-х годов БРЛС AN/APY-2 и комплект аппаратуры были установлены на более современной платформе пассажирского самолета Boeing 767-200ER. Новый комплекс AWACS получил обозначение Е-767.

США. E-767

Единственным заказчиком E-767 являются ВВС Японии. Первый полет комплекса состоялся в 1996 году. Всего поставлено четыре самолета в период 1998–1999 годов. В конце 2000-х годов проведена модернизация БРЛС по программе RSIP. Современная платформа Boeing 767-200ER обеспечивает достижение лучших по сравнению с Boeing 707 летно-тактических характеристик по скорости, дальности и продолжительности полета.

Наличие системы дозаправки топливом в воздухе обеспечивает продолжительность полета с одной заправкой до 22 часов. В состав экипажа входят 2 летчика, 18 офицеров боевого управления и технических специалистов.

США. E-2 Hawkeye
Палубный комплекс AWACS E-2 Hawkeye создан компанией Grumman (с 1994 года – Northrop Grumman) для замены поршневого E-1 Tracer на авианосцах США. Первый полет E-2А состоялся в 1960 году. Всего за период серийного производства с 1964 года поставлено более 300 Hawkeye различных модификаций. В текущем производстве наиболее современная модификация E-2D Advanced Hawkeye. На каждом авианосце ВМС США базируется авиационная эскадрилья из 4 самолетов типа E-2 Hawkeye.

E-2А выпущено до 1967 года 59 самолетов. 49 из них были переоборудованы в вариант 

E-2В и в дальнейшем выведены из эксплуатации в середине 1980-х годов. 

Первый полет модификации E-2С состоялся в 1971 году. За более чем 40 лет серийного производства поставлено всего порядка 200 самолетов данной модификации для ВМС США и более 30 единиц на экспорт в ВМС Франции (2), а также в сухопутном варианте в ВВС Египта (5), Японии (13), Израиля (4), Сингапура и Тайваня. 

Е-2С прошел ряд программ модернизации по расширению боевых возможностей, прежде всего по установке более современных БРЛС разработки Northrop Grumman от AN/APS-96 до AN/APS-145, а также бортового оборудования и более мощных и экономичных турбовинтовых двигателей. Последний вариант модификации Е-3С Hawkeye-2000 выпускался с 1999 по 2009 год.

Первый полет современной модификации E-2D Advanced Hawkeye состоялся в 2007 году. Поставки начались в 2010 году. Всего ВМС США планирует закупить до 2021 года 75 E-2D, 36 уже поставлены. В 2015 году подписан первый экспортный контракт на поставку 4 E-2D ВВС Японии.

В состав экипажа входят 2 летчика и 3 офицера боевого управления. Оснащение E-2D системой дозаправки топливом в воздухе позволило увеличить продолжительность полета при одной дозаправке с 6 до 12 часов.

Основным отличием E-2D от предыдущих модификаций является установка нового радара APY-9 разработки компании Lockheed Martin, сочетающего возможности механического и электронного сканирования луча. БРЛС обеспечивает обнаружение и наведение на малозаметные маловысотные высокоскоростные воздушные цели, а также наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. Дальность обнаружения воздушных целей класса тактических истребителей составляет более 550 км и крылатых ракет до 260 км.

Hawkeye – это самый массовый комплекс (более 100 AWACS находится на вооружении ВМС США и иностранных заказчиков), который имеет достаточно высокий экспортный потенциал, так как является менее дорогостоящей альтернативой Е-З и Е-767.

Одним из перспективных направлений развития комплексов AWACS является установка БРЛС с неподвижными активными фазированными антенными решетками с электронным сканированием луча (АФАР). Это связано с рядом существенных преимуществ БРЛС с АФАР по сравнению с радарами с традиционным механическим сканированием луча: одновременный обзор и сопровождение целей в воздушном пространстве и на фоне земной (морской) поверхности, меньшая масса и стоимость, более высокая надежность, а также меньшее лобовое сопротивление, позволяющее достичь лучших характеристик дальности и продолжительности полета. 

США. Е-737

Основой комплекса является многофункциональная БРЛС с АФАР (MESA – Multi-role Electronically Scanned Array radar) разработки Northrop Grumman, установленная на базе узкофюзеляжного пассажирского самолета Boeing 737-700. 

Для обеспечения кругового обзора 360° используются четыре неподвижные антенны с АФАР: две большие по оси самолета с сектором бокового обзора по 120° и две малые с сектором обзора по 60° в передней и задней полусферах самолета. 
БРЛС способна одновременно работать в режиме обзора земной поверхности и воздушного пространства с сопровождением до 180 воздушных целей, а также осуществлять радиотехническую разведку с дальностью обнаружения источников радиоизлучения до 850 км. Дальность обнаружения воздушных целей типа истребитель – до 370 км, морских типа фрегат – до 240 км. Продолжительность полета без дозаправки – 9 часов.

Е-737 по желанию иностранных заказчиков может быть оснащен станциями радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы, лазерной системой защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения, системой дозаправки топливом в воздухе и другими современными системами, в том числе национальной разработки.

В состав экипажа входят 2 летчика и 6–10 офицеров боевого управления и технических специалистов. 

Первым заказчиком в 2000 году стали ВВС Австралии. Первый полет состоялся в 2004 году. 6 комплексов под обозначением Е-7 Wedgetail были поставлены Австралии в период 2009–2012 годов. 4 самолета поставлены ВВС Турции и 4 – ВВС Республики Корея под названием Peace Eagle и Peace Eye соответственно. В качестве потенциальных покупателей Е-737 рассматривались также ВВС Италии, ОАЭ и Катара. 
E-767 по своим возможностям занимает промежуточное положение между Е-3 Sentry и Е-2 Hawkeye и достаточно привлекателен на внешнем рынке, однако в последние годы проиграл ряд тендеров комплексам AWACS меньшей размерности. 

В последние годы с развитием возможностей БРЛС с АФАР, их массово-габаритных характеристик и уменьшением энергопотребления все более широкую востребованность на рынке, исходя из критерия «стоимость – эффективность», получают комплексы AWACS разработки шведских и израильских компаний на базе относительно небольших платформ турбовинтовых и реактивных региональных пассажирских самолетов и бизнес-джетов.

Швеция
Второе место после американских компаний по количеству комплексов AWACS, находящихся на вооружении, занимает шведская компания Saab с БРЛС с АФАР PS-890 Erieye разработки Ericsson Microwave (в настоящее время подразделение Saab Microwave Systems). Зона обзора составляет 300°, по 150° с каждой стороны.

Saab 340 AWACS с радаром Erieye начали поступать на вооружение ВВС Швеции в 1996 году. Первоначально БРЛС размещалась на турбовинтовых региональных пассажирских самолетах собственного производства Saab 340 и Saab 2000 и поставлялась, кроме национальных ВВС, на экспорт ВВС ОАЭ, Таиланда, Пакистана и Саудовской Аравии. AWACS на базе реактивного регионального пассажирского самолета ERJ-145 бразильской компании Embraer были поставлены ВВС Бразилии, Мексики и Греции. Всего выпущено 22 комплекса. 

Новая БРЛС Erieye ER с увеличенной дальностью обнаружения целей на платформе реактивного бизнес-джета Global 6000 производства компании Bombardier получила обозначение GlobalEye. 

Использование Global 6000, по сравнению с предыдущими платформами, позволило расширить диапазон высот и скоростей полета, увеличить дальность и продолжительность полета с 9 до 12 часов. Отличием является оснащение дополнительной БРЛС, оптико-электронной и инфракрасной станциями, расположенными в нижней части фюзеляжа, для обзора наземной и морской поверхности.

По информации Saab, GlobalEye обладает повышенной помехозащищенностью и дальностью обнаружения целей класса «истребитель» 425 км.
Стартовым заказчиком нового комплекса стали ВВС ОАЭ. Контракт на поставку 2 систем GlobalEye стоимостью 1,27 млрд долларов США подписан в ноябре 2015 года.

Израиль
В конце 1980-х годов одновременно со шведами израильская компания ELTA Electronics создала радар с АФАР EL/M-2075 Phalcon. Имеет модификации EL/W-2085 и EL/W-2090. Комплексы AWACS, оснащенные радарами израильского производства, находятся на вооружении национальных ВВС, ВВС Чили, Сингапура, Италии, Индии, а также заказаны ВВС Австралии. 

Современная модификация БРЛС EL/W-2085 размещается на базе самолета бизнес-класса G550 компании Gulfstream. EL/W-2090 разработана для Индии и устанавливается на российские Ил-76.

Дальность обнаружения ВЦ класса «истребитель» – 350 км, крылатых ракет – 250 км. Количество одновременно сопровождаемых целей – до 100. 

Китай
KJ-200 – первый национальный комплекс AWACS, находящийся в настоящее время на вооружении Народно-освободительной армии Китая, разработан на базе среднего военно-транспортного самолета Y-8 (Ан-12), оснащен БРЛС с АФАР собственной разработки. Первый полет – 2001 год. Впервые продемонстрирован на авиасалоне Airshow China в 2009 году. Выпущено 8 комплексов на базе Y-8, из которых 4 поставлено под обозначением ZDK-03 ВВС Пакистана. ZDK-03 по требованиям инозаказчика имеет БРЛС с антенной кругового обзора, которая размещена в «классической вращающейся тарелке». Первый комплекс был передан ВВС Пакистана в 2010 году.

KJ-500 на базе Y-8 является дальнейшим развитием KJ-500 и ZDK-03. В отличие от ZDK-03 антенна не вращается. Обзор на 360° обеспечивается установкой в обтекателе 3 антенн с АФАР национальной разработки в виде треугольника, каждая из которых имеет зону обзора 120°.

На вооружении с 2015 года. Продолжительность патрулирования – более 10 часов. Дальность обнаружения – 470 км. KJ-500 может сопровождать одновременно до 60 целей и обеспечивать наведение на 5–10 воздушных целей одновременно. Оснащен станцией радиотехнической разведки. 

KJ-2000 разработан на платформе Ил-76ТД. Оснащен БРЛС с АФАР, аналогичной KJ-500. Первый полет – 2003 год. Находится на вооружении. Выпущено 5 самолетов. 

KJ-3000 – перспективный комплекс AWACS с новой БРЛС – разрабатывается с 2013 года. В качестве платформы могут использоваться новые самолеты, находящиеся в разработке: военно-транспортный Y-20, пассажирский среднемагистральный C919, а также дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, разрабатываемый совместно с Россией.

Индия

Индия создала собственный комплекс AWACS, установив БРЛС с АФАР национальной разработки с зоной обзора 240° на Embraer ERJ-145. Первый из трех комплексов был формально передан ВВС Индии в период Aero India 2017.

Дальнейшие направления развития

В военных конфликтах начиная с Ирака системы AWACS стали ключевым компонентом современных воздушных операций в части обеспечения информацией о воздушной и тактической обстановке, управления и наведения истребителей на средства воздушно-космического нападения противника. Кроме того, они используются для наведения тактических групп стратегической, тактической и палубной авиации при нанесении ударов по наземным целям, в том числе непосредственной авиационной поддержки, обеспечения выхода в район дозаправки топливом в воздухе и ряда других задач.

Дальнейшее развитие комплексов связано не только с улучшением возможностей AWACS, но и с обеспечением их многофункциональности в части выполнения задач разведки, морской патрульной и противолодочной авиации, за счет оснащения дополнительными радарами с синтезированной апертурой, комплексов радиотехнической, радиоэлектронной разведки, оптико-электронными и инфракрасными станциями для обзора земной и морской поверхности.

Фотографии: сайты US Air Force, US Navy, SAAB, Hindustan Times, Seattle Aviator; Марина Лысцева, Rami Mizrahi (jetphotos.com), Scott Carson (Twitter)