«Железная птица»: начат новый этап испытаний в интересах программы МС-21

После более чем тридцатилетнего перерыва в отечественном авиастроении по программе разработки нового отечественного лайнера МС‑21 создан комплекс «Железная птица» — стенд, на котором в натуральную величину выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси 3 Февраль 2016, 11:02
После более чем тридцатилетнего перерыва в отечественном авиастроении по программе разработки нового отечественного лайнера МС‑21 создан комплекс «Железная птица» — стенд, на котором в натуральную величину выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси. На этих имитаторах размещаются агрегаты и системы механизации крыльев и хвостового оперения, а также механизмы системы уборки-выпуска шасси, связанные между собой штатными кабелями электропроводки и трубопроводами. Такой стенд предназначен для ускорения процесса разработки, испытаний и повышения безопасности МС‑21.

На протяжении почти всей истории советского гражданского авиастроения параллельно с разработкой нового лайнера авиаконструкторы создавали стенд, воспроизводящий автоматику самолета и обеспечивающий также отработку гидросистем, системы уборки-выпуска шасси, систем управления механизацией крыла и хвостового оперения, который назвали «Железная птица».
«Предыдущая “Железная птица” еще в советское время строилась для Ил‑96. Она была настолько огромной, что даже не вмещалась в ангар», — вспоминает академик РАН, научный руководитель, первый заместитель генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов.

Сейчас на территории института в Москве завершается оснащение оборудованием нового корпуса площадью в 1,5 тыс. м2, специально возведенного для размещения в нем «Железной птицы». Металлоконструкции для стенда производились специалистами ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге, входящего в состав ОАК. На этом стенде используются реальные самолетные агрегаты и оборудование. Все агрегаты — элероны, рули высоты, опоры шасси, управление стабилизаторами — те же, что монтируются на самолет МС‑21 в Иркутске.
Между собой системы и агрегаты соединяются трубопроводами и кабелями, имеющими ту же длину, что и на настоящем самолете, что позволяет сохранить их физические характеристики: падение давления в трубопроводах и собственное сопротивление проводников тока. На агрегаты, установленные на стенд, навешиваются датчики, информация с которых собирается и обрабатывается вычислительной системой контроля. За счет этого «Железная птица» помогает ускорить испытания новой разработки. На земле будут отработаны сотни процедур уборки-выпуска шасси при разных режимах, системы подвергнут повышенным нагрузкам, а главное, что все это пройдет без риска для пилотов.

«На реальном самолете, на реальном “железе” нельзя проверить такое количество отказов систем, как у нас на стенде. Компьютерное моделирование, как показывают испытания, необходимо, но не достаточно», — говорит ведущий инженер ГосНИИАС Сергей Перетц. Например, стенд шасси в штатном режиме должен как минимум 200 раз при разных температурных режимах выпустить стойку шасси.

Поднять первый МС‑21 в воздух планируется в 2016 году. Проводимая на стендах работа с оборудованием поможет существенно ускорить испытания. Для некоторых систем и агрегатов они уже начались осенью 2015 года, сразу после завершения отдельных участков «Железной птицы».

Электронная и другие «птицы»

В ста метрах от недавно отстроенного корпуса для стенда «Железная птица» расположен еще один зал. Здесь стоит стенд прототипирования кабины экипажа МС‑21 и завершается работа по созданию стенда «Электронная птица», — увязывающего работу основных приборов и бортового электронного оборудования самолета.

Еще пять лет назад ученые и конструкторы МС‑21 приступили к разработке облика кабины экипажа самолета. В ней впервые используются 15-дюймовые экраны, на которые экипажу выводится вся необходимая информация. По заказу корпорации «Иркут» ГосНИИАС разработал стенд прототипирования человеко-машинного интерфейса кабины самолета МС‑21. 
Его назначение — проектирование и динамическое тестирование информационно-управляющего поля кабины экипажа до начала изготовления элементов кабины и разработки программного обеспечения системы экранной индикации.

Размеры, вид и цвет шрифтов и символов, положение на экранах, логика их отображения тщательно обсуждаются с летчиками-испытателями ОКБ им. А. С. Яковлева, а также представителями разработчиков систем и экспертами, осуществляющими сертификацию самолета. Цель этой работы — обеспечить экипажу интуитивно понятные процедуры управления сложным современным лайнером. За три года совместной работы уже прошли оценку несколько версий требований к программному обеспечению системы экранной индикации.

Технология, заложенная в стенд прототипирования, может быть использована в качестве основы для разработки технических средств обучения экипажей самолета МС‑21. Стендам в ГосНИИАС предстоит отработать 30–40 лет, пока лайнеры, оборудование которых на них отрабатывается, будут находиться в эксплуатации.