Ближе к космосу: в Рязани 360 АРЗ завершил ремонт самолета-лаборатории для подготовки космонавтов

ОАК развивает новое направление бизнеса — модернизацию и поддержание летной годности авиационной техники 26 Январь 2016, 14:44
ОАК развивает новое направление бизнеса — модернизацию и поддержание летной годности авиационной техники. В состав корпорации вошло около десятка ведущих авиаремонтных предприятий. Один из самых интересных заказов — ремонт и продление летной годности самолета Ил‑76МДК для Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина на рязанском 360-м Авиационном ремонтном заводе.

Полеты на невесомость — один из важных видов подготовки космонавтов. В мире всего три организации, выполняющие такие полеты «на невесомость», — это Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю. А. Гагарина, входящий в структуру Роскосмоса, Национальное аэрокосмическое агентство США (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA).

В России для воспроизведения режимов невесомости на базе модифицированного транспортного самолета Ил‑76МД был разработан специальный борт Ил‑76МДК.

Состояние кратковременной невесомости воздушное судно в полете воспроизводит промежутками, называемыми на космическом жаргоне «режимом». Для этого используется особая техника пилотирования — полет по параболе. Сначала самолет разгоняется до максимальной скорости в горизонтальном полете, после чего начинается набор высоты с углом тангажа, достигающим 45–50°. На этом этапе перегрузка достигает 1,9–2 g. Затем воздушное судно делает «горку» и начинает снижение со все увеличивающимся углом пикирования, вплоть до 45–50°. За счет этого на борту возникает нулевая вертикальная перегрузка — невесомость. Она длится всего 25–28 секунд. Конечно, такой небольшой промежуток времени не позволяет произвести в условиях невесомости длительные операции. Но в принципе этих секунд вполне достаточно для отработки космонавтами некоторых простых навыков работы на орбите. После «режима» самолет начинает выходить из пикирования. При этом опять действует перегрузка до 2 g.

После выполнения такого режима требуется 3–5 минут для разворота, зарядки топливных и масляных аккумуляторов. В среднем за один полет продолжительностью 1,5 часа самолет Ил‑76МДК выполняет до 10 таких «режимов». Максимальное количество «режимов», сделанных в одном полете, — 20.

«Полет «на невесомость» — физически сложная процедура, особенно в заключительной стадии «режима»: при выведении самолета на тангаж 45–50° усилия на штурвале могут достигать 75–80 кг, — говорит начальник авиационного управления ЦПК им. Ю. А. Гагарина Валерий Кислицын. — В ЦПК им. Ю. А. Гагарина долго и очень тщательно отбирают и готовят летчиков к выполнению таких полетов. Сейчас в авиационном подразделении ЦПК им. Ю. А. Гагарина, которое единственное в стране имеет право выполнять полеты с воспроизведением режимов кратковременной невесомости, три командира экипажа».

Основные навыки работы в невесомости кандидаты в космонавты получают за 10–12 полетов на Ил‑76МДК. «Для человека, привыкшего испытывать на себе силу земного притяжения, состояние невесомости, конечно, довольно необычно. Ты начинаешь летать, ощущаешь непередаваемую легкость во всем теле, — рассказывает космонавт Алексей Овчинин. — Когда отталкиваешься от одного борта салона и летишь к противоположному, руки слегка согнуты. И когда достигаешь стены, то, чтобы не удариться, голову нужно немного отклонить в сторону и назад. За два крайних режима нужно снять скафандр. Конечно, сразу уложиться в норматив непросто, но можно».

Чтобы выполнять задания на экстремальных режимах, в Ил‑76МДК была усилена конструкция фюзеляжа и крыла. Топливную и гидравлическую системы адаптировали к работе в условиях невесомости. Также несколько изменили конструкцию двигателя, чтобы в процессе воспроизведения кратковременной невесомости беспрерывно осуществлялась подача топлива.

В кабине пилотов установлено дополнительное оборудование — устройство управления топливными и масляными аккумуляторами и индикатор невесомости. В передней части грузовой кабины установлены рабочие места руководителя испытательно-тренировочной бригады, бортовых инженеров-испытателей и бортового врача. К преимуществам самолета относится также больший внутренний объем, чем у стандартного Ил‑76, что позволяет, помимо подготовки космонавтов, проводить уникальные эксперименты и испытания техники. Пол лабораторного отсека устелен мягкими матами из негорючего материала, правый и левый борта салона закрыты травмобезопасными панелями. Также в грузовой кабине установлены дополнительные плафоны и поручни.

«Конструкция летающей лаборатории позволяет выполнять полеты с воспроизведением режимов не только кратковременной невесомости, но и пониженной гравитации, включая лунную и марсианскую», — говорит Валерий Кислицын.

Рязань космическая

 Несколько месяцев назад модернизацию первого «космического» самолета-лаборатории завершили в Рязани. Работы выполнялись на одном из крупнейших в отрасли предприятии — 360-м Авиационном ремонтном заводе (360 АРЗ), которому в 2015 году исполнилось 75 лет. Специализация завода — сервисное обслуживание флагманов дальней авиации: бомбардировщиков Ту‑95МС и Ту‑22М3, транспортных самолетов семейства Ил‑76, летающих танкеров типа Ил‑78.

Как отмечает директор завода Сергей Сокол, работы на «космическом» самолете выполнялись впервые. За годы работ рязанцы накопили богатый опыт модернизации самолетов Ил‑76МД, пригодившийся при работах с Ил‑76МДК. 
«Выполнение работ на такой технике потребовало особой технологической подготовки. Наши специалисты при консультационной поддержке компании «Ил» и ЦПК им. Ю. А. Гагарина успешно справились с выполнением этой непростой задачи. Результатом стало приведение самолета к требованиям, предъявляемым к воздушным судам, выполняющим полеты на воспроизведение режимов невесомости», — вспоминает главный инженер 360 АРЗ Александр Архипов.

К моменту выполнения работ на 360 АРЗ хорошо понимали специфику штатного оборудования, связанную с обеспечением работы систем в условиях невесомости. Это позволило в короткие сроки решить нестандартные задачи, в том числе и с привлечением партнеров по кооперации, под руководством технологов 360 АРЗ и компании «Ил».

В Рязани модернизировали бортовое оборудование самолета, сделали ремонт мягкой и жесткой термозвукоизоляции пола, потолка и бортов лабораторного отсека. «Были выполнены работы по обеспечению автономного энергоснабжения и кондиционирования лабораторного отсека, отремонтировали бытовое оборудование, а также системы дополнительного освещения и сигнализации», — объясняет заместитель директора по производству Александр Бабенко. Кроме того, были выполнены работы по обеспечению назначенного срока службы воздушного судна (30 лет) и межремонтного срока службы (8 лет), межремонтного ресурса (2 500 летных часов, 1 500 полетов) в пределах установленного назначенного ресурса (5 000 летных часов, 3 000 полетов, 2 000 режимов невесомости). После ремонта фюзеляж самолета снаружи покрасили специальными полиуретановыми лакокрасочными эмалями по схеме, разработанной и утвержденной на 360 АРЗ.

Работы по модернизации самолета для ЦПК им. Ю. А. Гагарина продолжались больше года. Результат — полностью обновленная машина. На авиасалоне МАКС‑2015 ее продемонстрировали посетителям выставки.

Всего в авиаотряде ЦПК им. Ю. А. Гагарина три самолета Ил‑76МДК. Они используются для подготовки космонавтов, решения мобилизационно-оборонных задач, а также на авиатрассах России и стран СНГ.