Авиаконструктор с большой буквы: 124 года назад родился Михаил Гуревич

12 января 2016 г., исполняется 124 года со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича – Героя социалистического труда, выдающегося инженера-авиаконструктора и сооснователя марки самолетов «МиГ» (Микоян и Гуревич).  12 Январь 2016, 17:54
Сегодня, 12 января 2016 г., исполняется 124 года со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича – Героя социалистического труда, выдающегося инженера-авиаконструктора и сооснователя марки самолетов «МиГ» (Микоян и Гуревич).
Михаил Иосифович Гуревич
«Сегодня сложно переоценить вклад Михаила Иосифовича в становление отечественной инженерно-конструкторской школы и развитие советской боевой авиации. Все самолеты марки «МиГ», спроектированные при его непосредственном участии, впоследствии получили мировое признание. Так например, многие технические решения, реализованные в МиГ-25 на десятилетия опередили свое время и были впоследствии успешно реализованы в уникальном истребителе-перехватчике МиГ-31 и его модификациях, которые и сегодня поддерживают обороноспособность нашей страны», – сказал генеральный директор Корпорации «МиГ» Сергей Коротков, отметив при этом, что сегодня Корпорация создает авиационные комплексы, в названии которых сохраняется память о двух великих авиаконструкторах прошлого столетия – Артеме Микояне и Михаиле Гуревиче.
Артем Микоян и Михаил Гуревич
В память о выдающемся советском авиаконструкторе Михаиле Гуревиче, на доме 17 по Беговой улице в городе Москве, в котором он жил с 1942 по 1975 гг., в канун его 110-летия была установлена мемориальная доска.

Справка 

Михаил Иосифович Гуревич родился 12 января 1893 г. (31 декабря 1892 г. по старому стилю) в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в семье винокура-механика. В 1902 г. поступил в гимназию г. Ахтырка Харьковской губернии, которую окончил в 1910 г. После окончания гимназии учился в Харьковском университете на математическом факультете. 

В 1911 г. был вынужден прервать учебу, так как в связи со студенческими волнениями (в 1910 г.) был исключен из университета, арестован и административно выслан за пределы Харьковской губернии. Для продолжения образования в 1912 г. уехал во Францию, где с сентября 1912 г. по июнь 1914 г. учился в университете г. Монпелье. Однако в связи с началом первой мировой войны прервал учебу и не вернулся с каникул, которые проводил дома. С 1914 г. по 1916 г. работал чертежником в разных технических конторах г. Харькова. 

В 1917 г. поступил в Харьковский технологический институт на механический факультет, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 г. с присвоением квалификации инженера-механика по самолетостроению. 

В авиационной промышленности с апреля 1929 г. – инженер-конструктор ОПО-4 Авиатреста (г. Москва). С сентября 1936 г. по сентябрь 1937 г. находился в командировке в США на авиазаводах «Дуглас» в г. Санта-Моника, а затем «Мартин» в г. Балтимор. Участвовал в освоении на отечественных авиазаводах самолета Ли-2 (Дуглас ДС-3). С 9 апреля по 4 декабря 1938 г. – главный конструктор ОКБ-1 завода №84 им. Чкалова. В дальнейшем – начальник бригады завода №156. В марте 1939 г. был переведен на завод №1 им. Авиахима в ОКБ Н.Н.Поликарпова на должность начальника бригады. 

Он являлся одним из участников создания в декабре 1939 г. особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с А.И.Микояном, где стал его заместителем. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 им. Сталина и ОКО был эвакуирован в г. Куйбышев. В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном был переведен на новое предприятие и назначен его заместителем. На должности заместителя главного конструктора утвержден в феврале 1944 г. В марте 1957 г. был назначен на должность главного конструктора по беспилотной тематике. 

Активно участвовал и внес большой личный вклад в проектирование и постройку опытных и экспериментальных образцов истребителей МиГ-1, МиГ-3, ДИС-200, И-224, И-250, И-270, И-320, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС. 
С 1949 г. по 1961 г. руководил проектированием, постройкой и испытанием крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракеты КС-7 (ФКР-1) класса «земля-земля». В дальнейшем принимал участие в разработке самолёта Е-155, будущего МиГ-25. 
Михаил Гуревич умер 21 ноября 1976 г. в г. Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище. 

Лауреат Ленинской премии (1963 г.), Государственной премии СССР 1-й степени (1941 г., 1947 г., 1948 г., 1952 г., 1953 г.) и Государственной премии СССР 2-й степени (1949 г.). Награжден золотой медалью «Серп и Молот», четырьмя орденами «Ленина», двумя орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Красной Звезды», медалями.