«Птичка» откроет дорогу в небо: новый самолет Як-152 станет основой системы для подготовки летчиков

Планируется, что на самолете Як‑152 курсанты военных летных заведений будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, а также групповым полетам 11 Январь 2016, 14:48
Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных летчиков в России, потребовали серьезного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ. С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як‑130, предназначенный для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВКС. Як‑130 успел прекрасно зарекомендовать себя в России и за рубежом.
Як-130 - учебно-боевой самолёт
Но первоначальную летную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолете. Это мировая практика, когда молодые летчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надежных учебных самолетах с различными типами двигателей.

Весной 2014 года Минобороны России реализовало свой давний замысел: в открытом конкурсе на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як‑152» для нужд Министерства обороны Российской Федерации под шифром «Птичка-ВВС» был определен победитель. ОКБ им. А. С. Яковлева, входящее в состав корпорации «Иркут», представило проект комплекса, в который кроме самолета Як‑152 вошли процедурный тренажер, учебно-компьютерные классы и система средств объективного контроля.

Планируется, что на самолете Як‑152 курсанты военных летных заведений будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, а также групповым полетам. Як‑152 даст возможность отработать технику пилотирования по приборам (под шторкой) при полете по маршруту и заходе на посадку с использованием аэродромных посадочных систем, действия в особых случаях в полете и другие вопросы. Наличие тренажерного комплекса с единым программным обеспечением сделает процесс обучения более эффективным.
Макет перспективного учебно-тренировочного самолета Як-152,
Самолет Як‑152 и учебно-тренировочный комплекс на его базе имеют целый ряд конкурентных преимуществ. Среди них: возможность безангарного хранения и базирования на аэродромах с небольшой прочностью грунта, возможность выполнения полетов в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, использование инновационного дизельного двигателя, работающего на керосине, и ряд других.

По оценке специалистов, бортовое оборудование Як‑152 позволит работать в сложных метеоусловиях. Оснащение самолета обеспечит начинающим пилотам возможность получить практические навыки в использовании современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. 

Як‑152 стал первым самолетом малой авиации, для которого Раменское приборостроительное конструкторское бюро в последние годы специально разработало бортовое радио‑электронное оборудование.

Новая учебная машина будет соответствовать современным требованиям безопасности. Як‑152 позволит отрабатывать действия молодых летчиков при вводе самолета в штопор и выводе из него. На самолете устанавливается сверхлегкий комплекс средств аварийного покидания (КСАП‑152) производства научно-производственного предприятия «Звезда».

В случае возникновения аварийной ситуации, не позволяющей продолжать полет, комплекс обеспечивает спасение экипажа при высоте полета 10 м и выше и скорости полета от 70 до 400 км/час.

Самолет Як‑152 экономичен в обслуживании, что достигается в том числе за счет эксплуатации блоков и агрегатов, систем и оборудования «по состоянию».

Выполнение программы первоначальной летной подготовки на самолете Як‑152 с применением наземных технических средств обучения и системы объективного контроля позволяет сократить затраты на профессиональную подготовку курсанта в несколько раз.

Использование двух учебных самолетов — поршневого Як‑152 на начальном этапе обучения и реактивного Як‑130 в ходе продвинутого — станет оптимальным сочетанием в системе подготовки курсантов ВКС: поскольку Як‑152 имеет полностью унифицированное с Як‑130 информационно-управляющее поле кабины, молодые пилоты смогут быстрее освоить самолет Як‑130, после чего будут готовы перейти уже на боевые самолеты.
ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продемонстрирует на авиасалоне натурный макет нового отечественного учебно-тренировочного самолета (УТС) первоначального обучения Як-152
В настоящее время на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) — филиале корпорации «Иркут» — идет строительство четырех опытных образцов Як‑152. Два самолета предназначены для проведения летных испытаний, один — для наземных статических испытаний, и еще один — для наземных ресурсных испытаний. После завершения госиспытаний ИАЗ приступит к серийному выпуску самолетов Як‑152.

Технические особенности и перспективы


Як‑152 — одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом и убирающимся трехопорным шасси. Максимальная скорость горизонтального полета Як‑152 составит до 500 км/час, потолок — 4 000 м, длина разбега — не более 300 м, дальность полета — 1 500 км. 

Ресурс Як‑152 должен составить не менее 10 тысяч часов, 30 лет и 30 тысяч посадок.
Як‑152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Пилотирование Як‑152 возможно одним пилотом из передней или задней негерметичных кабин, которые оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом. Самолет рассчитан на эксплуатацию с максимальной эксплуатационной перегрузкой до +9…-7 g.

До 2020 года Минобороны РФ планирует закупить 150 самолетов Як‑152. Об этом сообщил в марте 2015 года замглавы военного ведомства Юрий Борисов.

По мнению экспертов, общие потребности Минобороны РФ в учебно-тренировочных самолетах типа Як‑152 оцениваются в 250–300 единиц. Кроме того, представители российского ДОСААФ заявили о желании приобрести свыше 100 таких учебных машин для своих учебных авиационных центров.

Специалисты высоко оценивают экспортный потенциал Як‑152. К самолету уже проявили интерес за рубежом, в частности в странах СНГ. Так, ДОСААФ Республики Беларусь выразил желание приобрести партию новых учебных машин для своих структур.

Поскольку Як‑152 после соответствующей доработки и адаптации может эксплуатироваться и в гражданских целях, ожидается, что он будет востребован в других организациях, осуществляющих первоначальную летную подготовку.