40 лет назад в воздух впервые поднялся первый отечественный широкофюзеляжный лайнер Ил-86 

В этот день, 40 лет назад с Центрального аэродрома им М.В. Фрунзе состоялся первый взлет первого отечественного широкофюзеляжного лайнера Ил-86, бортовой номер СССР-86000. 22 Декабрь 2016, 16:39
40 лет назад, 22 декабря 1976 года состоялся первый полёт «советского аэробуса» Ил-86, широкофюзеляжного самолёта, способного перевозить до 350 пассажиров на расстояния до 3800 км. С одной стороны, он получился хуже западных конкурентов — «взлетал только из-за кривизны Земли» и то — если погода не жаркая и воздух не разрежен, шумный, с неудобными выходами. Но с другой — редко попадал в аварии и за всё время не погубил ни одного пассажира.
Рассказывает Антон Харисов, авиационный фотограф, блогер:
Массивный суперлайнер, советский широкофюзеляжник Ил-86 в свое время вызывал много шуток и иронии в свой адрес, его называли «Баклажаном» и говорили, что он взлетает только потому, что земля круглая. 

Тем не менее, для многих он стал символом эпохи, пролетарского шика и безопасности. Первый в стране самолет такого масштаба, второй после Боинга четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет.

Его создавали с расчетом сделать из него воздушный автобус, способный справиться с растущим пассажиропотоком, хотели, само собой, и утереть нос западным авиаконцернам. Проект планировало взять КБ Антонова, но в итоге его получили ильюшинцы и заложили диаметр фюзеляжа в 6, 07 м, что шире любого другого лайнера того времени, кроме 747-го. 

Не совру, если скажу, что Ил-86 – один из любимых мною самолетов. Вживую мне удалось его увидеть в 2009 году в аэропорту Кольцово, он произвел неизгладимое впечатление. Помню, как самолет грациозно развернулся в кармане полосы, резво начал разбег, после чего отрываясь от ВПП - создал шапку конденсата вокруг крыльев и неспешно улетел в южные страны.
+

Введите текст
Кстати, «баклажаном» Ил-86 прозвали не только за форму фюзеляжа, но и за фиолетовую ливрею авиакомпании Kras Air. С 2011 года самолет уже не летает. 

Сегодня увидеть Ил-86 можно в музеях авиации, например, в Москве. Там же находится его военная модификация Ил-86ВКП – воздушный командный пункт, который, кстати, до сих пор успешно эксплуатируется. Визуально у этого военного самолета имеется своеобразный купол на спине или горб, в котором находится радиооборудование. Интересно, что иллюминаторы в нем отсутствуют. Вы уже представили, как летите «забетонированные» без единого лучика света в куске металла весом в несколько тонн? Не самое приятное место для клаустрофобов и аэрофобов)
Воздушный командный пункт предназначен на случай ядерной угрозы, оттуда наш Верховный Главнокомандующий будет руководить армией. Иллюминаторы убраны для того, чтобы снизить риск получения радиоактивной дозы в полете. Есть всякие хитроумные устройства, например, антенна для связи с подводными лодками, у некоторых есть также штанги дозаправки, чтобы находиться в воздухе очень долго - все-таки самолет «судного дня». Кстати антенна-то непростая. Располагается в хвостовой части фюзеляжа, имеет большую длину и на конце конус, схожий с тем, что на конце шланга для дозаправки самолётов с УПАЗа. Самолет летает по кругу, а антенна спускается вниз в одной точке, и самолет передает данные. Говорят, антенну опускают в воду, хотя данные о методах передачи сигнала до сих пор не рассекречены.

Споттеры, бывает, засекают спецборт в Подмосковье, на аэродроме Чкаловский. А мне бы вернуться в прошлое на немного и поснимать сам «баклажан» под забором. Могу представить, как мегалайнер в сиреневой ливрее грузно отрывается от полосы и улетает в закат..
Фото: Сергей Копцев, Дмитрий Пичугин