«Борт номер один»: новые самолеты для первых лиц государства

Для руководства страны самолет точно не роскошь, а средство передвижения. 15 Октябрь 2015, 15:51
Особенно для руководства такого большого государства, как Россия. Это самый известный российский самолет за рубежом. Его миссия — перевозить и защищать Президента Российской Федерации. В этом году два новых «борта номер один» воронежского производства пополнит парк Специального летного отряда «Россия».
«До конца текущего года ожидается поступление в Специальный летный отряд (СЛО) “Россия” в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы обновления авиапарка следующих воздушных судов, — рассказали в Управлении делами президента РФ, — два Ил-96 из Воронежа, два Ту-204 из Ульяновска, три Ту-214 из Казани, два Sukhoi Superjet 100 и три вертолета. Контракты на приобретение воздушных судов были заключены в основном в 2012-2014 годах». Однако закупка новых бортов не означает расширение парка СЛО «Россия» — новые самолеты заменят устаревшие, в основном Ту-154 и Ил-62. Эти пассажирские самолеты (в СЛО нет грузовых) пойдут на утилизацию или будут переданы заинтересованным ведомствам.
 Ту-204-300А
В январе 2014 года Управделами президента провело закупку двух самолетов Ил-96-300 у единственного поставщика — Объединенной авиастроительной корпорации. Лайнеры изготавливает Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). 

«Для государственных руководителей возможность перелетов на воздушной технике, произведенной в стране, — это не только вопрос престижа, но и показатель высокоразвитой экономики, политической самостоятельности, — говорит технический директор ВАСО Александр Анохин. — Лишь считанные страны обладают развитой авиационной промышленностью и способны самостоятельно создать самолет для первых лиц своих государства. Высшие должностные лица Российской Федерации летают на отечественной авиационной технике. Для нас это большая ответственность и большая гордость, поскольку этими самолетами являются Ил-96-300, сходящие со стапелей ВАСО».
Ту-214 СЛО 
В январе 2015 года управляющий делами президента Александр Колпаков заявлял, что воздушные суда иностранного происхождения будут постепенно выводиться из состава отряда. «Если сравнивать самолеты марок “Ил” и “Ту” с зарубежными аналогами, то без труда можно отметить, что российские машины практически ни в чем им не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят их, — говорит начальник авиационно-технической базы СЛО “Россия” Виталий Митрохин. — В первую очередь это касается надежности и приспособленности к эксплуатации в условиях российских и зарубежных аэропортов».

Супер-самолет

Этот уникальный самолет выполняет важную миссию – доставить главу государства в любую точку земного шара, будь то столица крупного государства, маленькая страна, или небольшой аэродром с минимум наземной поддержки.

Конструкторы компании «Ил» модернизировали этот самолет, чтобы Президент России мог выполнять свою работу даже во время дальних перелетов. В полете глава государства может связаться с любым ведомством, учреждением, с любым жителем России. При необходимости возможна видеосвязь в режиме on-line.
Ил-96-300ПУ(М) 
Ил-96-300 может стать летающим пунктом управления Верховного Главнокомандующего. Ни разу за историю самолетов этого типа им не приходилось выполнять столь экстраординарную роль. Однако такая возможность всегда предусмотрена для «борта номер один».
Президентский самолет в случае необходимости должен иметь возможность обеспечить проведение встреч и переговоров на международном уровне. Поэтому не малое внимание уделяется отделке помещений «борта номер один» — все должно поддерживать имидж России за границей.

Интерьер «борта номер один» должен обеспечивать нормальную работу Президента и сопровождающих его лиц. Порой график поездок главы государства настолько напряженный, что самолет становится на время домом Президента. Необходимы нормальные условия для работы и отдыха. Поэтому частные воздушные апартаменты Президента обладают всем возможным комфортом. 

Учитывая, что каждая миссия Ил-96-300 должна иметь стопроцентный успех, в СЛО «Россия» всегда есть запасные борта, полностью идентичные друг другу. Куда бы ни полетел «борт номер один», его «близнец» всегда под рукой, готовый принять эстафету. Управделами Президента РФ регулярно обновляет парк самолетов, чтобы не возникало даже сомнений в их надежности.

Безотказность работы президентского самолета и его постоянная готовность к полету любой продолжительности обеспечивается специальными мерами технического обслуживания. Двигатели Ил-96-300 проходят двойной контроль.

Требования к частоте и глубине их регулярного осмотра совершенно другие, чем у обычных коммерческих лайнеров. Простой рейсовый самолет может совершить тысячи полетов, используя двигатели с куда большим износом.

Более тщательно, чем на коммерческих самолетах, ведется контроль и состояния лакокрасочного покрытия лайнеров. Президентский самолет, по сути, является постоянной декорацией — на его фоне проходят церемонии встречи и проводов российского Президента. Каждый полет Ил-96-300 — это публичная демонстрация мирового влияния России. Поэтому самолет должен выглядеть безупречно и внутри, и снаружи.

Уроки 9/11

Вопрос обновления парка для руководства страны стоит и в США. Необходимость этого возникла после ситуации с Air Force One (это позывной любого самолета ВВС США, на борту которого находится Президент США), сложившейся 11 сентября 2001 года. Тогда лайнер стал настоящим летающим бункером для Джорджа Уокера Буша (George Walker Bush), откуда он отдавал первые распоряжения после атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон. Однако выполнить все возлагавшиеся на него задачи самолет не смог.

Воздушный флот Президента США находится в ведении 89-го авиакрыла ВВС США на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд. С 1990 года и по настоящее время этот авиаотряд состоит из двух специально оборудованных самолетов Boeing-747-200B с бортовыми номерами 28000 и 29000, имеющие военное обозначение VC-25A. Эти лайнеры оснащены защищенными и открытыми телефонными и компьютерными системами связи.

Утром 11 сентября Джордж Буш находился в начальной школе им. Эммы Букер во флоридском городе Сарасота. После поступления информации о терактах служба безопасности приняла решение, что лучшим способом защиты Президента США в такой ситуации будет срочный взлет на борту Air Force One.

В 9:35 Буш покинул школу, уже в 9:57 президентский самолет под управлением старшего пилота Air Force One, полковника ВВС США Марка Тиллмана (Mark Tillman) поднялся в воздух.

Авиадиспетчеры из центра управления в Джексонвилле сообщили Тиллману, что вблизи от Air Force One летит пассажирский самолет, который не отреагировал на запросы с земли и его автоответчик выключен. «У нас тогда появилась мысль, что, может быть, мы были частью плана террористического нападения, и кто-то шел к нам в Сарасоту, но когда увидел, что мы взлетели, просто остался на высоте и полетел за нами, — вспоминал позже Тиллман. — Мы понятия тогда не имели, какие были планы и возможности у террористов в этом районе». После этих тревожных сообщений об этой потенциальной угрозе, Тиллман направил Air Force One на акваторию Мексиканского залива, чтобы проверить будет ли тот другой самолет следовать за ним. Кроме того, по словам пилота, над Мексиканским заливом постоянно патрулируют истребители ВВС США, которые могли оказать помощь президентскому самолету. Тиллман запросил поддержки этих истребителей. Однако загадочный борт продолжал следовать своим маршрутом и не откланялся вслед за Air Force One. Как позже выяснилось, это был обычный коммерческий самолет, на котором отказала система связи, и пилоты вовремя не переключились на запасной комплект.

Лайнер еще примерно 40 минут кружил над Мексиканским заливом, пока принималось решение о направлении дальнейшего движения. Джордж Буш с борта самолета побеседовал с вице-президентом Ричардом Чейни (Richard Cheney), находившемся в тот момент в подземном бункере в Вашингтоне. По мнению политиков, требовалось немедленно организовать обращение главы государства к гражданам США. Однако президентский самолет тогда мог обеспечить лишь голосовой канал связи, передача видеоизображения не предусматривалась. Поэтому Air Force One взял курс на авиабазу Бэрксдейл в Луизиане, куда прибыл в 10:35.

Там обращение Президента и было записано. Оттуда Джордж Буш на Air Force One перелетел на военно-воздушную базу Оффут в штате Небраска, куда прибыл в 14:50. Оттуда он провел телеконференцию Совета национальной безопасности США. В 16:36 Air Force One вылетел с базы Оффут в Вашингтон.

В результате Буш оказался в Белом доме лишь в 18:54. «Одним из уроков, вынесенных из произошедшего, стало то, что “борт номер один” не был достаточно оснащен, чтобы справиться с критической ситуацией, — рассказывал президент США Джордж Буш о ситуации 11 сентября. — Были телефоны, но по ним нельзя было найти людей. Проводились конференции, но туда еще нужно было попасть. Другими словами, оборудование Air Force One было не так хорошо, как могло бы быть».

«Все нужно было менять. Грустно признать, но террористы нас победили», — говорит пилот Air Force One, полковник ВВС США Марк Тиллман. В настоящее время планируется замена VC-25A из-за их неэкономичности. ВВС США было поручено изучить возможные варианты замены, в том числе самолеты на базе Boeing 747-8 и Airbus A380. 7 января 2009 года было объявлено о начале программы Рекапитализация президентского самолета (Presidential Aircraft Recapitalization Program, PAR). Тогда же был обнародован запрос на предложение для потенциальных поставщиков президентского самолета следующего поколения с началом эксплуатации в 2017 году. К 28 января 2009 года — крайнему сроку для ответа на запрос — компания EADS, в которую входит Airbus, объявила, что она не будет участвовать в программе.
В результате Boeing оказался единственным поставщиком, предлагавшим в качестве базы свои самолеты Boeing 747-8 или Boeing 787. 28 января 2015 года ВВС США объявили, что за основу для следующего президентского самолета выбран Boeing 747-8.