Начало авиакосмических технологий: история проекта «Спираль»

В 60-х годах ОКБ им. А. И. Микояна (сейчас РСК «МиГ») взялось за проект под названием «Спираль», который должен был стать ответом на американскую программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna-Soar». 30 Июль 2015, 11:17
«Примерно в 1964-м группа ученых и специалистов ЦНИИ 30 ВВС разработала концепцию создания принципиально новой ВКС, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта и удовлетворяла бы вышеуказанным требованиям. В середине 1965-го министр авиационной промышленности П. В. Дементьев поручил ОКБ А. И. Микояна разработку проекта этой системы, получившей название «Спираль». Главным конструктором системы назначили Г. Е. Лозино-Лозинского»,- говорится в журнале  «Крылья Родины».
По сути «Спираль» представляла собой систему космического назначения, состоящую из орбитального самолета, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Разгонщиком планировалось сделать модифицированный ударно-разведывательный самолет производства КБ «Сухого» Т-4 («100»), при этом от него требовалась способность разгоняться до шестикратной скорости звука, чтобы с его «спины» на высоте 28—30 км мог стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолет длиной 8 м и размахом 7,4 м.
 Т-4 ("изделие 100") ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого.
Орбитальный самолет-космоплан по проекту представлял собой летательный аппарат со стреловидным крылом, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолет самобалансировался на разных участках траектории. Фюзеляж выполнили по схеме несущего корпуса с сильно затупленной опереенной треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть».
В ходе программы для отработки создания орбитального самолета и демонстрации его реализуемости был созданы подпроекты самолета-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет). В 1976—1978 годах было проведено 7 испытательных полётов МиГ-105.11, причем он стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К. 

Примечательно, что разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамика» в рамках проекта «Спираль» велись за 15 лет до начала полетов по американской программе Спейс шаттл, а также 22 года до полета «Бурана» - орбитального корабля МТКК. Позднее проект «Спираль» сократили в пользу более масштабного «Бурана», причем разработчиком последнего стал тот же Лозино-Лозинский. Сегодня самолет-аналог МиГ-105.11 можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.