Ту-204СМ стал одним из главных героев фильма "Экипаж"

Весной этого года вышел один из самых дорогих и сложных в реализации проектов российского кино – новый фильм режиссера Николая Лебедева «Экипаж» 23 Июнь 2016, 09:55
Весной этого года вышел один из самых дорогих и сложных в реализации проектов российского кино – новый фильм режиссера Николая Лебедева «Экипаж», съемки которого осуществляла киностудия Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Наряду с известными российскими актерами Данилой Козловским и Владимиром Машковым одним из главных «героев» кинокартины стал самолет Ту-204СМ, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева (бортовой номер 64151) и построенный на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП».

Доход от проката фильма уже сегодня составляет примерно 1,4 млрд. рублей. «Экипаж» – второй самый кассовый отечественный проект за всю историю современного российского проката после «Сталинграда» Фёдора Бондарчука. 
Но обо всем по порядку…

О фильме

«Экипаж» – это лента о мужестве и силе духа, романтическая драма, история о профессии летчиков гражданской авиации, которые отвечают за сотни человеческих жизней и любят свою работу. В этом фильме-катастрофе за штурвалом Ту-204СМ они вынуждены действовать не по установленным правилам и инструкциям и самоотверженно сражаться со стихийным натиском природы. В центре сюжета – молодой и талантливый, амбициозный и не признающий авторитетов, летчик Алексей Гущин, который вместе со своим экипажем совершает подвиг и спасает множество жизней. Суровый командир воздушного судна Леонида Зинченко сумеет разглядеть в парне крепкий стержень и настоящий талант. Однако быть пилотом от бога – не самое главное, когда речь идет о судьбах людей. 

Леонид Верещагин, продюсер студии «ТРИТЭ»: «Наша картина должна вернуть человека труда в общественном сознании на то высокое место, которое он заслуживает. Действие картины происходит сегодня и сейчас. Наш фильм о тех, кто рядом, и о нас самих. Наш фильм о наших современниках, на которых держится страна».

Как все начиналось…

– Выбирая тему для следующей картины, мы вспомнили фильм «Экипаж» Александра Митты 1979 года, – говорит Леонид Верещагин. – Картина стала поколенческой, ее смотрела вся страна. Нам показалось, что зрелищный фильм на эту же тему, но с применением современных технологий, сможет решить благородную задачу – рассказать о современниках, на которых держится все страна, – летчиках гражданской авиации, технике и делающих ее людях. 

Подготовка к съемкам началась около двух лет назад. За это время команде кинематографистов предстояло познакомиться с самыми разными аспектами работы современной российской авиации. При работе над фильмом съемочной группе пришлось контактировать со многими первыми лицами крупнейших компаний отрасли: исполнительным вице-президентом ПАО «ОАК» Александром Туляковым, генеральным директором ЛИИ им. М.М.Громова Павлом Власовым, генеральным директором ОАО «Туполев» Николаем Савицких, председателем Совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталием Ванцевым, генеральным директором авиакомпании «Utair» Андреем Мартиросовым и другими.

Съёмочная группа начала работать в июне 2014 года в Москве, Московской области и в Крыму: основными рабочими площадками стали аэропорты «Внуково», «Раменское» (Жуковский) и аэродром Минобороны России «Бельбек» (Крым). Для подготовки к своим ролям Данила Козловский, Владимир Машков и Агне Грудите проходили подготовку в лётной школе за штурвалом современного авиасимулятора, как это делают будущие летчики.

Про Ту-204СМ - из первых уст

Непосредственно о «главном герое» - самолете Ту-204СМ. Как и в оригинальной версии «Экипажа», в новом фильме самолет, произведенный в АО «Авиастар-СП», показал себя технически надежным и безопасным воздушным судном. Всего на ульяновском авиазаводе построено два самолета модификации «СМ» – оба опытные экспериментальные. 
Ту-204СМ превосходит предшествующие типы самолетов семейства Ту-204 по навигационным, летно-техническим характеристикам, соответствует современным мировым требованиям по экономичности, комфортабельности и эксплуатационной технологичности.

– От производства первых деталей до первого полета – все зародилось на «Авиастаре», – вспоминает директор Ульяновского филиала ПАО «Туполев» - заместитель главного конструктора Станислав Рыжаков. – Работа тогда шла активно, сроки были сжатые, как по выпуску документации, так и по строительству самого самолета. Наша команда была профессиональной и очень дружной.

Проектирование Ту-204СМ началось в 2007 году, а строительство – через год. Накануне новогодних праздников – 29 декабря 2010 года – состоялся долгожданный для проектировщиков и строителей «СМ»-ки первый полет машины с бортовыми номерами 64150. А позже – 3 августа 2011 года впервые поднялся в воздух «герой» фильма «Экипаж». В том же месяце его перегнали в Жуковский, где он проходил сертификационные испытания. Как раз в это время в ПАО «Туполев» обратилась студия «ТРИТЭ» со сценарием будущего фильма. Поскольку в советском «Экипаже» был задействован именно «туполевский» самолет, на роль в новое кино снова пригласили лайнер семейства Ту. Самолет подготовили и перекрасили в цвета несуществующей авиакомпании.

Главный конструктор самолета Ту-204 и его модификаций ПАО «Туполев» Олег Алашеев подробнее рассказывает о своем «детище»: «Абсолютно ответственно могу сказать, что Ту-204СМ не уступает самым современным зарубежным конкурентам: Boeing, Airbus. Многие самолетные системы были модернизированы. На воздушном судне установлен новый двигатель ПС-90А2, он имеет в 2-3 раза более высокие показатели по ресурсу - по горячей и холодной части». 
Помимо Ту-204СМ, в фильме был задействован также Ту-154М. Последний полет лайнер совершил 3 октября 2014 года, перелетев в Жуковский. Кадры взрыва в фильме реальные: летающую машину действительно взорвали через несколько дней.

Съемки по секундам без права на ошибку

Съемки основных эпизодов фильма, где и был задействован Ту-204СМ, происходили в аэропортах «Внуково» и на территории Летно-испытательного института им. М.М.Громова. На аэродроме в Жуковском снимались сцены взлета и посадки, борьбы экипажа за жизнь пассажиров и машины. Здесь же построили целое здание аэровокзала, перед которым разворачивались основные действия картины, задействовано большое количество техники и людей. В один день на съемочную площадку выходило до 400 человек – сотрудников съемочной группы, актеров. Все это требовало безупречной координации работы всех служб ЛИИ и кинематографической команды. 

Летчик-испытатель филиала ОАО «Туполев» - Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (ЖЛИиДБ) Олег Петунин, принимавший участие в подготовке фильма делится своими впечатлениями: «Участие в съемках нового «Экипажа», безусловно, ценный опыт. Вначале было немного сложно совмещать работу и съемки, все-таки график довольно насыщенный. И все же, ощущения от участия в создании интересного и нужного зрителю фильма непередаваемые, происходящее на съемочной площадке увлекало: это было ново, захватывающе!

Хочется отметить, насколько глубоко и достоверно авторы фильма передали образы людей, которые посвятили авиации всю свою жизнь. Я каждый день общаюсь с пилотами нашей летно-испытательной базы и знаю, что эти люди не представляют себя без самолета, без неба и не променяют свою профессию ни на любую другую.

Дело авиаторов было и остается востребованным и не потеряет своей актуальности еще много десятилетий. На мой взгляд, таких фильмов надо делать больше, они призывают к патриотизму, рассказывают о романтичности профессии, ее героизме и помогают передать идею авиастроения.».В ЛИИ декораторы возвели едва ли не настоящий аэропорт. Для съемок стянули огромное количество техники, самолетов, пожарных машин, машин скорой помощи, вертолетов, тягачей, пиротехники, рекламных щитов, большие массовки.».

Леонид Верещагин рассказывает, что реализация проекта была крайне сложным делом даже для такой крупной студии, как «ТРИТЭ»: «Одно дело, когда ты взаимодействуешь с большим количеством людей – это одна организация съемок и определенные деньги. Когда у тебя погоня и большое количество автотранспорта – это другая организация, гораздо сложнее и дороже. Но самолеты… Я даже представить себе не мог, какие здесь сложности. Любое движение самолета – по полосе, в аэропорту и, конечно же, взлет и посадка – требует прохождения процедуры согласования, для этого есть целый регламент».

Николай Лебедев вспоминает всю сложность процесса съемок, где нельзя было допустить ни малейшей оплошности: «Опрометчивый шаг мог привести к непоправимым последствиям. Пылали здания, взрывались и горели настоящие самолеты. А самолет сгорает быстро – буквально за 10-15 минут выгорает дотла, поэтому и снимать надо было четко и быстро. При этом рядом стояли действующие воздушные судна, – ситуация крайне опасная, их ни в коем случае нельзя было повредить. Одновременно работали от 5 до 10 камер, каждая из которых которые снимала свой собственный кусок. Мы специально строили леса, поднимали актеров на уровень фюзеляжа, снимая сцену в разных направлениях в разные дни, вернее сказать, ночи. При этом огромные площади надо было покрыть «ливнем» из гигантских дождевальных установок, размещенных на скай-лифтах по краям взлетно-посадочной полосы. Сотни тонн воды обрушивались на головы артистов».

Для съемок использовались цифровые 3D камеры IMAX – они обладают самым высоким в мире разрешением. Кадры, снятые только на эти камеры, заполняют экран IMAX полностью, что обеспечивает эффект полного погружения. 

К декабрю 2014 года закончился один из самых сложных этапов работы – натурные съемки. Дальше кинематографисты продолжили работу в павильонах, занялись монтажом, графикой, созданием спецэффектов, звуковым и музыкальным оформлением. Эта работа заняла еще около года. 

После обработки первый вариант фильма презентован специалистам ОАК, помогавшим в организации съемок. «Конечно, в кинофильме есть целый ряд условностей, ведь нельзя дословно передать все технические детали, во многом он напоминает сказку. Главное – передать суть происходящего в современной авиации, дух и характер работающих в ней людей, в чем нам и помогли коллеги, многие из которых стали нашими друзьями», – говорит Верещагин. 

Каждая сцена нового «Экипажа» полностью погружает зрителя в атмосферу происходящего. Люди и их истории, небо, стихии природы, самолеты – все это в фильме заинтересует многих, кто еще не знаком с киношедевром. А многотысячный коллектив ПАО «Туполев» и АО «Авиастар-СП», их партнеры, все любители авиации и хорошего отечественного кино могут с особой гордостью любоваться творением светлых умов «туполевских» конструкторов и золотых рук ульяновских авиастроителей – красавцем Ту-204СМ.