322 авиаремонтный завод в Приморском крае

322 авиаремонтный завод является ведущим предприятием по ремонту самолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном регионе. 5 Май 2016, 16:17
Открытое акционерное общество "322 Авиационный ремонтный завод" является ведущим предприятием по ремонту самолетов и вертолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном регионе. Производственные площади предприятия располагаются в Уссурийском, Спасск-Дальнем и Артемовском районах Приморского края.
--
Репортаж о заводе под катом.

История завода ведет свое начало с тридцатых годов прошлого века, когда осложнилась обстановка на Дальнем Востоке. В то время японские милитаристы создавали плацдарм на Корейском полуострове, в непосредственной близости к Приморью, и советская сторона приняла адекватные меры, наращивая дальневосточную группировку войск, в том числе авиационную составляющую. Разумеется, нужны были специалисты для ремонта и восстановления авиатехники.
Рабочие во время ремонта штурмовика Су-25 "Грач" в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
В августе 1936 года в селе Хороль при 48-й авиабригаде были сформированы ремонтные мастерские, ставшие затем стационарными авиаремонтными мастерскими армейского подчинения.

Создание их шло под руководством военного инженера З-го ранга Ивана Сидоровича Москаленко. Личный состав состоял тогда из 60 военнослужащих и трех гражданских специалистов. В годы Великой Отечественной войны перед авиаремонтным предприятием встала необходимость провести реконструкцию производства, укрепить цеха кадрами. Из строевых частей на Дальнии Восток были направлены 80 авиационных специалистов: авиамехаников, авиамотористов, окончивших специальные школы.
Почти одновременно по спецпризыву на предприятие прибыли 50 выпускников средних школ, в том числе 16 девушек. Пополнили коллектив и специалисты с высшим образованием, имевшие опыт работы на заводах и фабриках. В авиационные части, располагавшиеся на аэродромах в Хороле, Лучках и других, поступало большое количество самолетов Ил-2, требовавших ремонта и доработки. Специалисты цеха вооружения и девушки-прибористки проводили эти работы непосредственно на аэродромах.
Летом 1943 года в авиагарнизоне Камень-Рыболов открылся филиал авиаремонтных мастерских. В то же время у аэродрома Хороль построили цех по ремонту самолетов Ил-2, рядом с ним появилось производство по техническому обслуживанию автотранспорта. С пуска самолетного цеха намного улучшились условия работы авиаремонтников: увеличились производственные площади, предприятие ввело в действие свою небольшую котельную, что было очень важно в условиях сурового дальневосточного климата.
В сентябре 1944 года авиационные ремонтные мастерские были передислоцированы в Воздвиженку и переименованы в авиационную ремонтную базу. Передислокация прошла организованно, в короткие сроки установили оборудование, и уже в конце ноября ремонт самолетов шел в полном объеме. В боевые части строго по графику возвращались отремонтированные с высоким качеством авиатехника, авторанспорт, самолетные двигатели, различные агрегаты. В таком рабочем ритме дальневосточные авиаремонтники в мае 1945 года встретили Великую Победу.
Не обошлось без ремонтников и во время разгрома японских милитаристов на Дальнем Востоке. Так, в августе - сентябре 1945 года выездная бригада во главе со старшим лейтенантом Перетрухиным на аэродромах непосредственно в районах военных действий производила необходимым ремонт самолетов сразу после боевых вылетов. В 1946 году ремонтная база получила благодарность от Верховного Главнокомандующего, а весь ее личный состав был награжден медалями «За победу над Японией».
После войны впервые в истории завода началось освоение ремонта реактивной авиационной техники, принципиально новом для того времени. Одновременно шло капитальное строительство новых производственных корпусов, жилых домов, объектов социального назначения. И вот уже в 1953 году поднялся в воздух первый отремонтированный в Воздвиженке реактивный истребитель МиГ-17. Эта более совершенная, с улучшенными летными характеристиками машина пришла на смену предыдущей - МиГ-15. Сдача самолета заказчику с первого предъявления стала на предприятии значимым событием.
Сотрудница предприятия во время ремонта штурмовика Су-25 "Грач" в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
Стремительно развивающийся технический прогресс потребовал очередных преобразований: база постепенно сокращала работы по ремонту истребителей МиГ-17 и переходила на ремонт более сложной техники - самолетов Су-7, Су-9. К 1960 году предприятие было достаточно обеспечено производственными мощностями и кадрами. Когда появились самолеты следующих поколений, заводчане успешно начали осваивать ремонт фронтового истребителя МиГ—21, который большинство авиационных специалистов впоследствии признают лучшим реактивным истребителем. К концу 1975 года на предприятии ежемесячно производился выпуск 3-4 самолетов МиГ-21 с различными циклами ремонта.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
Специалист предприятия во время проверки качества ремонта авиационных деталей в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
А когда на смену самолетам МиГ—21 в ВВС начала поступать авиационная техника третьего поколения, ремонтники по-прежнему были на высоте, успевая за техническим прогрессом. Так, в начале 1980-х годов завод начал ремонтировать самолеты Су-24М (МР), в 1986 году новой страницей стало освоение ремонта фронтового истребителя МиГ-23 — тогда одного из новейших в мире боевых самолетов третьего поколения. Целые полки строевых частей Дальнего Востока летали на самолетах, получивших вторую жизнь на Воздвиженском заводе. В конце 1980-х годов страна и ее Военно-воздушные силы переживали сложный и неоднозначный период. С одной, стороны, на вооружение начала поступать новая авиационная техника - самолеты Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160‚ с другой - изменились приоритеты государственного развития, сократились оборонные заказы.
На заводе наступили трудные времена: рабочая неделя сократилась до двух дней, руководство отправляло людей в вынужденные отпуска, заработная плата выдавалась с большими задержками. Но завод выстоял. Более того, его реконструировали, что позволило увеличить производственные площади, модернизировать оборудование. Необходимость поддержания боеготовности авиационных частей на Дальнем Востоке с учетом меняющегося самолетного парка потребовала расширения номенклатуры ремонтируемых машин.
С 1995 года завод стал принимать в ремонт самолеты Су-24М. Несмотря на то, что ВВС России объявили в 1996 году о прекращении закупок фронтовых бомбардировщиков Су-24, эти машины еще долго будут нести службу в составе как российской Фронтовой авиации, так и ВВС других стран, а значит, потребуется их ремонт. В 1997 году завод приступил к серийному ремонту самолетов Су-25, обеспечив в полной мере полномасштабные работы по ремонту планера, агрегатов и систем штурмовика. Первый отремонтированный самолет Су-25 вышел на испытания в январе 1999 года А до этого, в 1998 году, завод приступил к приему в ремонт фронтового истребителя Су-27.
За период освоения его ремонта заводские рационализаторы внедрили около 30 новых технологических процессов, направленных на повышение качества ремонта Су-27. На заключительной, наиболее сложной и ответственной стадии ремонта истребителя — стадии регулировки, отработки, наземных и летных испытаний - потребовалась предельно напряженная работа всего коллектива Это также были сложные времена (впрочем, когда они были для ремонтников простыми?!).

Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
Так, руководству завода пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить потенциальных заказчиков производить ремонт авиатехники именно в Воздвиженке, восстановить потерянные связи с поставщиками материалов и запасных частей. Зато потом ситуация изменилась кардинально, наметился рост заказов. На предприятии успешно производились летные испытания и сдача самолетов Су-27 в строевую часть.
К 2000 году сеть авиаремонтных предприятий ВВС России в целом могла обеспечивать ремонт 19 типов самолетов и вертолетов. Потребовалась четкая переориентация производств с учетом географического расположения, имеющегося опыт, Технических возможностей, экономической целесообразности.
Именно в этот период 322-й авиаремонтный завод обрел статус федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в структуре единой ремонтной сети ВВС России. Здесь необходимо отметить, что после всех прошедших перемен ремонтная сеть ВВС кардинально изменилась: из 62 авиаремонтных заводов. существовавших на территории СССР, в России сохранились лишь 23.
Многие предприя остались в бывших союзных республиках либо прекратили свое существование или перепрофилировались. Структурная реформа авиаремонтной отрасли России изначально была связана с формированием региональных центров. На сегодняшний день выделяются четыре таких центра. Один из них — Дальневосточный — объединил три завода и взял на себя обслуживание Фронтовой авиации, которая эксплуатируется на территории от Урала до Камчатки.
Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
В созданную в период с 2000 по 2002 год структуру вошли 322-й АРЗ (Воздвиженка), 388-й АРЗ (Спасск - Дальний) и завод «153-й АРЗ» МА ВМФ (Кневичи). Слияние предприятий дало возможность расширить номенклатуру ремонтируемой авиатехники при меньших затратах. В 2007 году в связи с реформированием предприятие стало открытым акционерным обществом. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», ОАО «322-й Авиационный ремонтный завод» вошло в число дочерних обществ ОАО «Авиаремонт». 
Сегодня предприятие является ведущим по ремонту самолетов и вертолетов государственной авиации в Дальневосточном регионе. Это обусловлено высоким уровнем технологического процесса, современной производственной базой, эффективной системой пооперационного контроля. Вблизи от основных производств расположены федеральная автомобильная трасса Хабаровск - Владивосток, аэродромы первого класса Воздвиженка и Кневичи, железнодорожные станции, морской порт - это очень важно для получения и отправки грузов в кратчайшие сроки.
Головное предприятие в Воздвиженке представляет собой современный авиаремонтный комплекс, обеспечивающий ремонт на высоком технологическом уровне. Подтверждением гарантии стало получение предприятием лицензии Российского авиационно-космического агентства на право выполнения ремонта авиационной техники как военного, так и гражданского назначения. Завод сертифицирован в системе государственной авиации на осуществление ремонта разных типов авиатехники. Такой комплекс задач решается благодаря кооперации с другими родственными предприятиями страны. Особые взаимоотношений у воздвиженских авиаремонтников сложились с Комсомольским на—Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО), Иркутским авиационным заводом НПК “Иркут” , Новосибирским авиационно-производственным объединением им. Чкалова.
А в период освоения ремонта самолетов-штурмовиков Су-25 началось плодотворное сотрудничество предприятия с ОАО «ОКБ Сухого». Неоценимую помощь в поставках запасных частей для самолетов оказывает ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». В организации летных испытаний навстречу авиаремонтникам всегда идет З-е командование ВВС и ПВО и командование морской авиации Тихоокеанского флота. На сегодняшний день предприятие может выполнять ремонт Су-24М(МР), Су-25(БМ,УБ). Су- 27С(УБ), МИГ-31, Су-17, Як-52. Вертолетов Ка-27ПС(ПЛ), Ка-29. Более того, имеющееся на предприятии специальное технологическое оборудование позволяет дополнительно производить ремонт агрегатов и систем самолетов МиГ- 23, МИГ—27, Ту-22МЗ, а также самолетов гражданской авиации Ту-154, Ил-76 и Як-40.
Сотрудницы предприятия во время окрашивания истребителя Су-27 в покрасочном цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
Приоритетными направлениями деятельности предприятия в Дальневосточном и Сибирском регионах России на сегодняшний день являются ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники, в том числе модернизированной, в интересах З-го командования ВВС и ПВО (г. Хабаровск); морской авиации ТОФ, командования авиации Федеральных органов исполнительной власти в регионе - ФСБ, Таможенного комитета (города Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский), авиации РОСТО (города Якутск, Благовещенск, Хабаровск, Арсеньев), авиакомпаний Дальнего Востока.
Фронтовые бомбардировщики Су-24М перед ремонтом на территории 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.