Ил-76 – перезагрузка: модернизированный самолет будет обладать улучшенными характеристиками

Самолет в версии Ил‑76МД-М получил ряд обновленных систем, которые улучшат живучесть этой машины. Срок службы самолета вырастет до 40 лет. Параллельно будет проводиться процесс импортозамещения. 29 Апрель 2016, 11:45
Начинаются летные испытания новой модернизации заслуженного военно-транспортного самолета Ил‑76. Самолет в версии Ил‑76МД-М получил ряд обновленных систем, которые улучшат живучесть этой машины. Срок службы самолета вырастет до 40 лет. Параллельно будет проводиться процесс импортозамещения.

В дальнейшем компания «Ил» планирует по схожему проекту начать модернизацию самолетов-топливозаправщиков в версию Ил‑78М‑2.
Генеральный директор компании «Ил» Сергей Вельможкин рассказал: «Эта модернизация связана с улучшением живучести машины, в частности — противодействия средствам ПВО и средствам воздушного нападения типа «воздух-воздух». Ряд вещей мы туда добавляем, ряд вещей из тех, что уже не производятся, заменяем. На все это еще накладывается и импортозамещение».
Проект модернизации был разработан компанией «Ил» согласно тактико-технического задания, которое в 2011 году было выдано Военно-воздушными силами РФ в целях модернизации парка имеющихся на вооружении военно-транспортных самолетов Ил‑76М и Ил‑76МД. К разработке конструкторской документации привлекались специалисты ЭМЗ им. В. М. Мясищева.

Работы по проекту МД-М стали продолжением серии модернизаций самолетов типа Ил‑76. «У нас уже несколько лет накапливался опыт работ по модернизации, — рассказывает главный конструктор Ил‑76 Андрей Юрасов. — Началось с самолета Ил‑76МФ (первый полет 1 августа 1995 года — ред.). Тогда были установлены новые двигатели ПС‑90А‑76, частично новое бортовое оборудование, увеличена длина фюзеляжа. Следующей глубокой модернизацией стал самолет Ил‑76ТД‑90ВД для компании «Волга-Днепр». Там были установлены двигатели ПС‑90А‑76, новый основной пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III» и другое оборудование, на основе которого проводилась вся дальнейшая модернизация, в том числе и самолет Ил‑76МД‑90А, производство которого сейчас ведется в Ульяновске».

Новая «начинка»

Все новое оборудование, которое прошло испытания в проекте Ил‑76МД‑90А, теперь перенесено на новый вариант модернизации, которая идет под шифром Ил‑76МД-М.
Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, десантно-транспортного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны, которые были разработаны еще в 1970–1980-е годы и морально устарели. Устаревшее (снятое с производства) оборудование будет заменено на современное. Назначенный срок службы самолета будет продлен с 30 до 40 лет.

«В этот ОКР было включено все необходимое, нужное и достаточное для того, чтобы самолет жил еще многие годы», — говорит Андрей Юрасов.

По расчетам конструкторов, вырастет и надежность модернизированного самолета. «Мы обобщили расчеты, которые сделали наши исполнители, и провели свой анализ, который показал, что надежность увеличится, — уточняет Андрей Юрасов. — Окончательно оценить этот параметр можно будет только спустя какой-то срок эксплуатации. Эта характеристика подлежит не экспериментальной, а статистической оценке в процессе эксплуатации».

Первые работы по проекту МД-М начались в компании «Ил» в 2009 году, когда был разработан проект техзадания. Он обсуждался с заказчиком — Министерством обороны России. 

Этот процесс по ряду причин прерывался, потом опять возобновлялся. Окончательное техзадание было подписано в 2012 году. Но еще за год до этого, учитывая достаточно большой интерес к проекту Минобороны, в Ильюшинском конструкторском бюро начались уже работы по следующему этапу, и к моменту подписания государственного контракта было уже выпущено около 30–40% требуемой документации. Это позволило без задержек приступить к работам по модернизации. Причем, работы над проектом МД-М шли параллельно с проектом Ил‑76МД‑90А.

Те же сотрудники «Ильюшина», которые работали над проектом Ил‑76МД‑90А, работали и над МД-М. Помогло то, что между этими самолетами по ряду оборудования была определенная унификация — например, по связи, по пилотажно-навигационному оборудованию.

Параллельно с испытаниями модернизированной машины будет идти подготовка подписания контракта с Минобороны РФ. «Мы рассчитываем на заключение госконтракта на серийную модернизацию МД-М в этом году, — сообщил Сергей Вельможкин. — Ожидаем, что первые два самолета для модернизации МД-М прибудут уже в третьем квартале 2016 года. Работы по ним займут примерно год, в 2017 году будет их сдача заказчику».

Площадка в Жуковском

«В дальнейшем все будет зависеть от заказчика, — считает глава компании «Ил» Сергей Вельможкин. — Ил‑76 старых модификаций в строю еще достаточно много как в России, так и за рубежом. Мы рассчитываем на долю рынка их модернизации как внутри страны, так и вне ее. Работа по модернизации проводится на нашей производственной базе в Жуковском».
Выбор площадки для проведения работ оказался непростым. «Ульяновский «Авиастар» сразу не рассматривался, поскольку сейчас он загружен выполнением поставок Ил‑76МД‑90А по гособоронзаказу, — рассказывает Андрей Юрасов. — Первый самолет, который был модернизирован по проекту МД-М, — это опытно-конструкторская работа. Ее никто, кроме фирмы «Ил» сделать не мог. Поэтому ее и делали в нашем филиале в Жуковском. Подписание контракта с заказчиком — Министерством обороны — на проведение серийной модернизации МД-М еще впереди, но исполнителем работ выбран Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина. 

Рассматривались варианты привлечения авиаремонтных заводов, но остановились на нашей площадке в Жуковском. Хотя какие-то отдельные самолеты, возможно, будут отданы на АРЗ». К этой большой работе компания «Ил» заранее готовится. «По программе ФЦП ОПК на нашей площадке в Жуковском под реконструкцией находится 25 тыс. м2 производственных площадей, — рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Ил» Юрий Михайлович Юдин. — Помимо Жуковского у нас реконструируется площадка и в Москве. Наращивая реконструкцию площадок Авиационного комплекса «Ильюшин» мы активно наращиваем и производственную программу».

На очереди — топливозаправщики и гражданская версия

Аналогичная модернизация планируется и для самолетов-топливозаправщиков Ил‑78М. Обновленный самолет получит наименование Ил‑78М‑2. При модернизации частично будут применяться детали, используемые в перспективных военно-транспортных самолетах Ил‑76МД‑90А и топливозаправщиках Ил‑78М‑90А.

Ульяновский завод «Авиастар-СП» уже начал их поставку в адрес «Ильюшина». «Мы ждем в этом году прибытия самолета Ил‑78 из строя для проведения его модернизации до уровня современных требований», — сообщил Сергей Вельможкин.
Государственные совместные испытания модернизированных самолетов Ил‑76МД-М и Ил‑78М‑2 будет проводить 929-й Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны РФ им. В. П. Чкалова.

В дальнейшем «Ильюшин» планирует заняться модернизированной версией транспортного самолета для гражданских пользователей. «К середине текущего года планируем приступить к началу создания гражданской версии самолета Ил‑76, — рассказывает Вельможкин. — У нас сейчас летает гражданский самолет Ил‑76ТД и военный Ил‑76МД разных модификаций. Внешне их, пожалуй, не отличить. Но на военных машинах есть вещи, которые на гражданских не ставятся. Наша работа по гражданскому самолету заключается, в основном, в проведении разного рода испытаний, параллельно с испытаниями военного самолета. На первых порах мы рассчитываем на гражданскую версию на госзаказчиков, прежде всего — на МЧС России, возможно также на МВД и ФСБ».

По гражданской версии уже вышли руководящие документы Министерства транспорта России, подготовлено его решение. Идет согласование технического задания с государственными авиационными властями. Определяется состав бортового оборудования, которое должно стоять на этом самолете. Есть и потенциальные заказчики. Разговор идет о десятках самолетов.